|
|
Блок цилиндров
Блок цилиндров четырехцилиндровый, отлит из серого
чугуна. Служит основанием для монтажа всех деталей и узлов двигателя. Отливки блока цилиндров фирмы Fritz
Winter (Германия); обработка – ОАО «Автодизель»,
ПСРД ЯМЗ-530.
Обеспечивает надежность,
ресурс и базовые параметры двигателя
|


|
Каждое
цилиндровое гнездо имеет в верхней полке кольцевую проточку под бурт гильзы и
цилиндрическое отверстие в нижней полке, выполненные соосно.
Гильза цилиндра (1) «мокрого» типа, изготовлена из
фосфористого чугуна. Гильза
центрируется в блоке по наружному диаметру бурта, а в нижней части по
посадочному диаметру.
Уплотнение
полости охлаждения гильзы по верхнему бурту (2) осуществляется за счет точности и
чистоты обработки (без герметика и резиновых колец), а по нижнему поясу двумя резиновыми
кольцами (3), устанавливаемыми в канавки на нижнем посадочном
поясе блока цилиндров. Стенки водяной рубашки образуют замкнутый силовой пояс
вокруг каждого цилиндрового гнезда и связывают верхнюю и нижнюю плиты
цилиндровой части блока, обеспечивая конструкции необходимую жесткость.
Дополнительно,
для увеличения жесткости, в зоне всех коренных опор коленчатого вала с обеих
сторон блок имеет вертикальные полости жесткости (4), от плоскости поддона до головки
цилиндров. Через эти полости происходит слив масла с головки цилиндров в картер
масляный.
В картерных
поперечных стенках блока расположено пять гнезд с вкладышами под коренные шейки
коленчатого вала. Крышки коренных опор (5) крепятся
к блоку двумя болтами (6). Обработка гнезд под коленчатый вал производится в
сборе с крышками, поэтому крышки коренных опор не взаимозаменяемы. Порядковый
номер крышек выбиваются на площадках крепежных бобышек крышки (рядом с
головками болтов). Отсчет ведется от переднего торца блока. Для исключения
переворачивания крышки она имеет установочную втулку только с одной стороны.
Поперечная фиксация крышки осуществляется вертикальными пазами в блоке.
Год выпуска
и порядковый номер двигателя маркируются ударным способом на специальной
площадке блока цилиндров (7), расположенной на переднем торце блока с левой
стороны у генератора.
В верхней
левой части блока имеется туннель с пятью расточками под распределительный
вал. В четырех расточках установлены бронзовые втулки (8).
Расточка
у заднего торца блока (9) втулки
не имеет, в нее устанавливается корпус заднего подшипника распределительного
вала.
|


|
Головка цилиндров
Головка цилиндров блочная, общая на четыре цилиндра,
изготовлена из специального чугуна. Отливки головки цилиндров фирмы Fritz
Winter (Германия); обработка – ОАО «Автодизель»,
ПСРД ЯМЗ-530
Обеспечивает надежность и
базовые параметры двигателя
|

|
Крепление
осуществляется болтами (1), в процессе эксплуатации контроля
затяжки болтов не требуется.
Для
обеспечения отвода тепла головка цилиндров имеет сложную полость жидкостного
охлаждения, сообщающуюся с полостью блока
Впускной
воздушный коллектор (2) отлит за одно целое с головкой.
Привалочная к блоку цилиндров поверхность головки гладкая.
Уплотнение стыка головки цилиндров, блока и гильзы осуществляется металлической
трехслойной прокладкой (3) за счет
зигов на прокладке (ф. Victor Reinz, Германия). |
|
В головке цилиндров размещены клапаны с пружинами (4), траверсы
(5), коромысла
клапанов (6), стойки
коромысел (7) и
инжекторы. |
 |
Под клапаны
газораспределения в головку с натягом установлены седла (8) и
направляющие втулки (9) клапанов. Седла и
направляющие втулки клапанов окончательно обрабатываются после их запрессовки в
головку.
|
 |
Механизм газораспределения служит для обеспечения впуска в цилиндры
свежего воздуха и выпуска из них отработавших газов в соответствии с
порядком работы цилиндров и чередованием тактов двигателя.
Механизм газораспределения - верхнеклапанный с нижним расположением
распределительного вала и приводом клапанов через толкатели, штанги,
коромысла и траверсы |
|
Количество клапанов на цилиндр четыре – два впускных и два выпускных.
Основными
деталями механизма газораспределения являются: распределительный вал с
шестерней привода, задним подшипником и упорным фланцем, толкатели, штанги,
коромысла с регулировочными винтами, траверсы, ось коромысел, стойки оси,
клапаны, пружины клапанов с деталями крепления и направляющие втулки клапанов.
|





|
Вал распределительный с шестерней
привода (1)
(Schleicher, Германия)
|
Распределительный вал изготавливается из конструкционной стали, для повышения
износостойкости кулачков и опорных шеек подвергается закалке на высокую
твердость. Расположен в верхней части блока цилиндров и приводится во вращение
от заднего конца коленчатого вала через пару прямозубых шестерен
Подшипниками
распределительного вала служат сталебронзовые свертные втулки. Все втулки,
кроме задней, выполнены одинаковой ширины и запрессовываются в блок цилиндров.
Задняя втулка того же диаметра, но шире, и запрессовывается в чугунный корпус
заднего подшипника с фланцем
|
Толкатель
(2)
|
Толкатели -
поступательно движущиеся, роликовые. Состоят из корпуса, ролика, оси и
фиксатора, запрессованного в цилиндрическую часть корпуса. Ось и ролик
выполнены из подшипниковой стали и закалены на высокую твердость.
|
Штанга
толкателя (3)
|
Штанги -
стальные, трубчатые со сферическими наконечниками: верхний наконечник с
внутренней сферой, нижний наконечник с наружной сферой. Для повышения
износостойкости сферические поверхности закалены. Штанги впускных и выпускных
клапанов унифицированы
|
Клапаны (4)
|
Впускные клапаны - целиковые из легированной жаропрочной стали, подвергаются
термообработке. Диаметр тарелки 36
мм.
Выпускные клапаны -
сварные. Стержень изготовлен из легированной стали, а тарелка с частью стержня
- из жаропрочной стали. Клапаны подвергаются термообработке. Диаметр тарелки 34 мм.
|
седло клапана
направляющая втулка клапана
Шайба пружины клапана (5)
Уплотнительная манжета
клапана (6)
|
Клапаны перемещаются в унифицированных направляющих втулках, изготовленных из
порошкового материала и запрессованных в головку цилиндров. На втулки впускных
клапанов установлены уплотнительные
манжеты. |
Пружина клапана (7)
Тарелка пружины клапана (8)
|
Пружины клапанов - из легированной проволоки диаметром 3,9 мм, унифицированные для
впускных и выпускных клапанов. Каждый клапан снабжен одной пружиной.
Пружины
нижним концом упираются в опорные шайбы, установленные на головке цилиндров, а
верхним – в тарелку пружин, закрепленную на стержне клапана с помощью двух
сухарей. |
Траверса (9) |
Траверсы –
стальные, закаленные, унифицированные для впускных и выпускных клапанов. |
Коромысло клапана (10)
Регулировочный винт коромысла (11)
Ось коромысла клапана со
стойками (12) |
Коромысла клапанов - стальные, штампованные, с запрессованной в ступицу свертной
тонкостенной сталебронзовой втулкой.
Коромысла впускных клапанов меньше
выпускных по длине плеч.
Коромысла в сборе с осью и четырьмя стойками крепятся болтами к головке
цилиндров через отверстия в оси и стойках.
Со стороны штанг в коромыслах
ввернуты регулировочные винты со сферической
поверхностью на нижнем конце и контргайками для регулировки тепловых зазоров в
клапанах.
|
Аккумуляторного
типа, с высокой энергией впрыска и электронным управлением производства ф. BOSCH,
Германия |
Топливная аппаратура
|
Common Rail System с электронным управлением
подачей топлива, обеспечивает давление впрыска топлива до 180 МПа (1800 кгс/см2)
|
|
Система управления подачей топлива (1)
|
Микропроцессорный блок EDC7 UC31 фирмы «BOSCH»
|
Топливный насос высокого давления (2)
|
Трехплунжерный блочный типа СР3.3 NH-MD, фирмы «BOSCH», с шестеренчатым приводом и шестеренчатым топливоподкачивающим
насосом
|
Рампа (аккумулятор) (3)
|
Трубчатого типа, со встроенным датчиком давления топлива «BOSCH»
|
Форсунки (4)
|
Закрытого типа, с многоструйным распылением,
со встроенным быстродействующим электромагнитным клапаном фирмы «BOSCH»
|
Топливные фильтры: |
- тонкой очистки топлива (5)
|
Полнопоточный фильтр, со сменным фильтрующим
элементом, модели WDK 940/1 фирмы «MANN+HUMMEL» |
- грубой очистки топлива (6) |
Фильтр-отстойник со встроенным ручным
прокачивающим насосом, влагоотделителем, сменным фильтрующим элементом PreLine 270, фирмы «MANN+HUMMEL»
Примечание.
Фильтр прикладывается к двигателю и устанавливается предприятием-потребителем в
систему питания топливом. |
 |
 |
 |
|
|
ФТОТ WDK 940/1
«MANN+HUMMEL» |
Микропроцессорная |

Электронный блок управления (ЭБУ) (1)
|
Микропроцессорный контроллер,
охлаждаемый топливом, модели EDC7UC31 фирмы «BOSCH» (1)
Основные функции:
- осуществляет управление двигателем;
- взаимодействует с электронными
устройствами транспортного
средства по каналу CAN
(SAE J 1939);
- сохраняет информацию об ошибках во
встроенной памяти;
- обеспечивает выдачу соответствующей
информации по К-линии на
диагностические приборы;
- сигнализирует водителю о
возникновении аварийных
ситуаций посредством ламп на панели приборов ТС (диагностики
двигателя, аварийного давления
масла, холодного пуска
и т.п.);
- выполняет функцию ограничения
скорости в соответствии
с Правилами ЕЭК ООН № 89;
- выполняет функцию аварийной защиты
двигателя;
-
выполняет
функции круиз-контроля.
|


|
Датчики электронной системы управления:
|
частоты вращения коленчатого вала (2) |
фирмы «BOSCH», 650.1130544 |
частоты вращения распределительного вала (3) |
фирмы «BOSCH», 5344.1130544 |
давления и температуры масла (4) |
фирмы «BOSCH», 5340.1130552 |
температуры охлаждающей жидкости (5) |
фирмы «BOSCH», 650.1130556 |
давления и температуры наддувочного воздуха (6) |
фирмы «BOSCH», 5340.1130548 |
давления топлива в рампе (7) |
фирмы «BOSCH» |
давления и температуры топлива в магистрали низкого
давления (8) |
фирмы «BOSCH», 5340.1130552 |
Жгуты электрические:
|
проводов форсунок (9)
|
5340.3724 010
|
проводов датчиков двигателя (10) |
5340.3724 012 |
промежуточный от ЭБУ двигателя к автомобилю (11) |
536.3724 014 |
Система питания воздухом
состоит из
воздухоочистителя, турбокомпрессора, охладителя надувочного воздуха типа
«воздух-воздух», системы рециркуляции отработавших газов, замкнутой системы
вентиляции картера двигателя. Кроме этого за турбиной турбокомпрессора
установлена управляемая заслонка, выполняющая роль моторного тормоза, а в
системе выпуска автомобиля имеется нейтрализатор газов, совмещенный с
глушителем.
Газотурбинная, с охлаждением наддувочного воздуха в теплообменнике типа «воздух-воздух», установленном на автомобиле |

Турбокомпрессор (ТКР)
5344.1118010
|
На двигателях установлен
турбокомпрессор с радиальной центростремительной турбиной и центробежным
компрессором, оборудованный перепускным клапаном.
Модели S100G фирмы «Borg Warner», Германия

Температура надувочного воздуха на выходе из ТКР на
номинальном режиме работы двигателя при температуре окружающего воздуха 25 °С
170-180°С.
|


|
Охладитель
надувочного воздуха (ОНВ) типа «воздух-воздух» |
ОНВ служит для снижения температуры воздуха,
поступающего в цилиндры из ТКР, до величины не более 60ºС. ОНВ не входит в
комплект поставки двигателя и устанавливается на автомобиле перед радиатором
системы охлаждения. |
Воздухоочиститель |
Воздухоочиститель для очистки поступающего воздуха
оборудован сменным элементом и сигнализатором засоренности, который устанавливается
в трассе подвода воздуха к турбокомпрессору. Воздухоочиститель не входит в
комплект поставки двигателя и устанавливается на автомобиле |
Система питания воздухом
состоит из
воздухоочистителя, турбокомпрессора, охладителя надувочного воздуха типа
«воздух-воздух», системы рециркуляции отработавших газов, замкнутой системы
вентиляции картера двигателя. Кроме этого за турбиной турбокомпрессора
установлена управляемая заслонка, выполняющая роль моторного тормоза, а в
системе выпуска автомобиля имеется нейтрализатор газов, совмещенный с
глушителем.
Установлена непосредственно на двигателе и не требует дополнительных подключений для потребителя. Управление системой EGR интегрировано в систему управления двигателем. Обеспечивает выполнение экологических нормативов.
|
Система рециркуляции
отработавших газов
|
Двигатели оборудованы системой
рециркуляции отработавших газов. Отработавшие газы при возвращении в цилиндр
позволяют снизить максимальную температуру в момент вспышки топлива,
обеспечивая неблагоприятные условия для образования окислов азота.Величина возврата отработавших газов
регулируется автоматически механической заслонкой с пневмоэлектрическим
приводом через блок микропроцессорного управления двигателем.
Газы
охлаждаются в теплообменнике до температуры 100-240ºС в зависимости от режима
работы двигателя. Теплообменник (4) неразборной конструкции, расположен на
водяной трубе и часть охлаждающей жидкости из водяной трубы отводится в него.
Отвод жидкости из теплообменника осуществляется по внешнему трубопроводу.
|


|
Заслонка (EGR) (1)
5340.1213015
|
Заслонка рециркуляции отработавших газов с
пневмоприводом (3)
и датчиком положения (2), «GT Group», Англия |
Электромагнитный клапан привода
заслонки рециркуляции отработавших газов (5)
|
Фирмы «Norgreen», Норвегия. |
Нейтрализатор отработавших
газов |
Глушитель с оксидационным
нейтрализатором и двумя сажевыми фильтрами в сборе, модели 5340.1201010-21, 5340.1201010-23
Нейтрализатор
отработавших газов устанавливается в
системе выпуска отработавших газов на автомобиле
|
Рассчитано на работу в цепи постоянного тока с номинальным напряжением 24 (28) В. Включает генератор, стартер, подогреватель топлива, реле с подогревателем воздуха.
Жгуты электрические показаны в разделе «Система управления двигателем»
|

Генератор 5340.3701010
|
Генератор:
переменного тока, 28В, 100А, с встроенным регулятором напряжения, с
внешними выводами «W», «D» фирмы «Iskra» |
|

Пусковое устройство
|
Электрический
стартер, номинальное напряжение 24 В, номинальная мощность 3,2 кВт, модели AZF 4137 фирмы «Iskra», при
использовании аккумуляторной батареи общей ёмкостью 88 А·ч, |
 |

Средство облегчения холодного пуска
|
Подогреватель
топлива - электрический теплоэлемент,
напряжение 24 В, мощность 1,9 кВт, продолжительность включения 45 сек, фирмы «АЕТ» |
 |

Реле
включения
|
Реле включения
средства облегчения пуска с подогревателем воздуха модели
V23132-В2002-А100 фирмы «Tyco Electronics»
|
 |
Жидкостная, циркуляционная |

|
Система охлаждения включает:
- водяной
насос (1),
- термостаты (2)
- жидкостно-масляный теплообменник (ЖМТ - 3),
- теплообменник
рециркуляции отработавших газов (4),
- вентилятор (5),
- водяной радиатор и охладитель надувочного
воздуха типа «воздух-воздух», устанавливаемые
на автомобиле.
Водяной насос,
жидкостно-масляный теплообменник и термостаты совмещены в единый сервисный модуль (6),
расположенный на блоке цилиндров в передней части двигателя справа.
Во время работы двигателя
циркуляция охлаждающей жидкости в системе охлаждения создается центробежным
насосом. Из водяного насоса жидкость по каналу в корпусе сервисного модуля
поступает к теплопередающему элементу ЖМТ и омывает его, охлаждая масло.
Пройдя через ЖМТ, жидкость разделяется на два
потока и по вертикальным каналам в блоке цилиндров и в головке поступает в
распределительную трубу, расположенную на головке цилиндров. Из
распределительной трубы жидкость поступает в верхние полости головки цилиндров
непосредственно к каждому цилиндру.
|

|
 |
Из головки жидкость поступает
к гильзам цилиндров, омывает их и собирается в горизонтальном водосборном
канале, расположенном в блоке цилиндров. Из водосборного канала блока цилиндров
жидкость попадает в полость термостатов сервисного модуля. На прогретом двигателе, при открытых клапанах
термостатов, жидкость направляется в радиатор системы охлаждения, где остывает
и поступает на всасывание водяного насоса.
Над водораспределительной
трубой головки цилиндров расположен теплообменник системы рециркуляции
отработавших газов. Часть жидкости из трубы поступает в теплообменник,
охлаждает выпускные газы и сливается по внешнему трубопроводу в водосборный
канал сервисного модуля
|
|
Сервисный модуль: |
Сервисный модуль включает:
водяной насос, жидкостно-масляный теплообменник (ЖМТ), термостаты и масляный
фильтр, смонтированные на одном общем корпусе. Сервисный модуль установлен на
фланце блока цилиндров справа впереди. Уплотнение полости с охлаждающей жидкостью
и масляных каналов обеспечивается общей стальной прокладкой с зигами.
Сервисный модуль:
- - патрубок подвода ОЖ из радиатора автомобиля;
- - фланец подвода ОЖ в коробку термостатов из теплообменника трансмиссии;
- - коробка термостатов;
- - масляный фильтр;
- - патрубок отвода ОЖ из ЖМТ;
- - предохранительный клапан ЖМТ;
- - дифференциальный клапан;
- - корпус сервисного модуля;
- -
водяной насос
|

|
Водяной насос |
Водяной
насос центробежного типа, входит в состав сервисного модуля и приводится во
вращение поликлиновым ремнем от шкива, установленного на переднем носке
коленчатого вала.
|
|
Жидкостно-масляный
теплообменник (ЖМТ) |
Жидкостно-масляный
теплообменник (ЖМТ) предназначен для поддержания оптимального уровня
температуры масла системы смазки двигателя. ЖМТ пластинчатого типа с одним
теплопередающим элементом, входит в состав сервисного модуля.
|
|
Термостаты |
Температура
охлаждающей жидкости регулируется двумя термостатами, размещенными в корпусе
сервисного модуля
|
|
Вентилятор и привод вентилятора |
Двигатели
комплектуются вентилятором с вязкостной муфтой фирмы «Borg Warner» Привод
вентилятора осуществляется поликлиновым ремнем от шкива, установленного на
переднем носке коленчатого вала. |
|
Смешанная,
с «мокрым картером». Охлаждение масла осуществляется в жидкостно-масляном
теплообменнике, встроенном в двигатель |
|
Масляный насос
(1) через
всасывающую трубу с заборником (2) и
предохранительным клапаном (3) масляного насоса засасывает
масло из картера (4) и подает его в систему через последовательно
включенные жидкостно-масляный теплообменник (ЖМТ) (6) и
масляный фильтр (МФ) (5).
ЖМТ смонтирован в корпусе сервисного модуля (7), куда также
входит дифференциальный клапан (8) системы смазки, предназначенный для
поддержания постоянного давления в главной масляной магистрали.
Сервисный модуль установлен на блоке
цилиндров впереди справа.
Масляный фильтр установлен на
сервисном модуле. В корпусе масляного фильтра установлен предохранительный клапан
(9) ЖМТ.
В систему
смазки входят трубки подвода (11) и слива масла (10) к ТКР, маслозаливная горловина
(12);
система очистки картерных газов, интегрированная в крышку головки цилиндров (13). |

|
Насос
масляный |
Шестеренчатого типа с внутренним эпициклическим
зацеплением, с шестеренчатым приводом, фирмы «ОМР», Италия.
Масляный насос установлен на заднем
торце блока цилиндров внутри корпуса шестерен, доступ к нему возможен только
при снятом картере маховика.
Предохранительный клапан масляного
насоса (3)
установлен на нижнем фланце блока цилиндров в
патрубке подвода масла к масляному насосу, доступ к нему возможен
при снятом масляном картере.
Предохранительный клапан служит для
предотвращения разрушения масляного насоса при
пуске и работе холодного двигателя, когда масляная магистраль
двигателя может быть заполнена застывшим или вязким
маслом.
|
|
Масляный фильтр
5340.1012075 |
На двигателях применяется масляный
фильтр фирмы
«MANN+HUMMEL» модели W 11 102:
полнопоточный, встроенный в корпус сервисного модуля, со сменным фильтром для
масла.
Фильтр установлен на сервисном
модуле колпаком вниз, конструктивно выполнен в виде неразборного патрона с
металлическим корпусом. Фильтр снабжен фильтрующим
элементом (14),
перепускным предохранительным клапаном
(9) и
клапаном блокировки (15) обратного
хода
Перепускной клапан предназначен для
защиты фильтрующего элемента от разрушения.
Клапан блокировки обратного хода
предназначен для предотвращения слива масла из
фильтра на неработающем двигателе и при замене фильтра при
техническом обслуживании двигателя.
|


|
|
Трубка повода масла к компрессору пневмотормозов (16).
Указатель уровня масла (17) в масляном картере расположен с левой стороны
двигателя, предназначен для контроля уровня масла по нанесенным меткам.
|
|
|